- бедным [не имеющим нисаба /1/, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности /2/;
- для выкупа и освобождения рабов /3/;
- на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Господа (фи сабилиль-лях) /4/;
- путникам.
Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр.
Одна из составляющих закята оговорена в Коране, причем подробно и прямым текстом, а не косвенным повествованием, и это – контингент людей, социальные группы, которым выплачивается закят, на чьи нужды он расходуется. Упоминая это в Своем заключительном Писании, Господь миров указывает на важность данного аспекта и, зная тонкости природы человека, не предоставляет верующим право самостоятельно решать и определять категории людей и цели, на которые расходуются средства, собранные в качестве закята.
Смысловой перевод 60-го аята 9-й суры Священного Корана о направлениях реализации закята гласит:
Важно также знать, что при выплате закята на перечисленные в аяте цели или при передаче его людям, организациям, занимающимся его распространением среди нуждающихся, необходимо оговаривать, что это средства, выплачиваемые (или собранные) в качестве закята.
Юсуф аль-Кардави замечает: «Многие экономисты и социологи всегда подчеркивали, что важным является не сбор и взимание налогов, а то, на что и как тратятся собранные налоги. Ведь именно в этом вопросе происходит нарушение весов справедливости, проявляется эгоистичность и слабость человеческой натуры, собранные средства присваивают себе те, кто не имеет никаких прав на них. Это было и есть в самых разных обществах, и наиболее вероятно, что именно поэтому уже в самом Священном Писании данному вопросу уделено столь пристальное внимание».
Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей.
При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.
Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.
Закят принадлежит Аллаху, поэтому необходимо быть беспристрастными и отдавать его только тем, кто его заслуживает. Запрещается извлекать из него для себя пользу или устранять неприятности, или уберегать с помощью этого свои деньги, или пытаться избежать порицания.
Мусульманин должен выплачивать закят только тем, кто по шариату имеет право на него. Он должен совершать это по собственному желанию, искренне исполняя свою обязанность перед Аллахом. И тогда его совесть перед Всевышним будет чиста, и он заслужит великую награду и возмещение имущества.
Комментарии:
/1/ Нисаб – сумма, при наличии которой человек, по установлению Господа, обязан выплачивать закят.
/2/ Закят выплачивается с целью смягчить их сердца, развеять сомнения в истинности и справедливости законов Божьих, укрепить их в вере и исламской добродетели.
Некоторые по причине неполноценной осведомленности говорят о том, что данное положение было якобы отменено вторым халифом ‘Умаром в годы его правления. «Отмененность» они обосновывают достоверным хадисом об обязательной приверженности пути (сунны) и примеру праведных халифов. Необходимо знать, что коранический текст никто отменить не в праве. Исключением может быть только то, когда во времена пророка Мухаммада некоторые канонические положения принимали свою окончательную форму в течение определенного периода времени, например как это было с запретом спиртного. С начала первого коранического повествования о пагубности его и до окончательной запретности прошло порядка двух лет. По этой теме в исламском богословии есть целый раздел под названием «насых-мансух».
За последние сто лет мусульмане часто подвергались и подвергаются различным и в большей степени неоправданным нападкам; попадали и попадают под влияние атеистических, антигуманных и многих других, порой хорошо финансируемых, идеологий. Все это привело к тому, что они потеряли авторитет и лицо, которые были, к примеру, во времена халифа ‘Умара. В общем, сегодня мусульмане не являются представителями той праведности и богобоязненности, что присутствует в Коране и Сунне. Многое, что связано с Исламом, сегодня закрыто шорами стереотипов и легенд, которые были прорабатываемы и внедряемы недоброжелателями в сознание людей.
Упомянутый пункт сейчас наиболее актуален, так как призывает смягчить сердца, взглянуть на вещи непредвзятым взглядом, проникнуться исламской добродетелью.
/3/ Мусульманские установления изначально были направлены на постепенное искоренение рабовладельчества, которое в те времена широко распространилось во многих странах и у многих народов. Выкуп и освобождение рабов мусульманами, как того требует Священный Коран, способствовали распространению исламского вероучения как религии мира и равенства.
/4/ Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.